Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская; 8 (20) ноября 1869, Белёв, Российская империя — 9 сентября 1945, Париж, Франция) — русская поэтесса и писательница, беллетрист, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Идеолог символизма. Жена Дмитрия Мережковского.
Зинаида Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 г. в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье. Предки отца по фамилии фон Гиппиус (нем. von Hippius) эмигрировали из Мекленбурга в Московское государство в XVI в.[1]; а мать происходила из Сибири.
Семья часто переезжала (отец, Николай Романович, был юристом высокого ранга), из-за чего дочь не получила «правильного» образования, посещая различные учебные заведения урывками. После смерти отца в 1881 году от туберкулеза мать Зинаиды Гиппиус осталась с небольшими средствами и большой семьей: 4 дочерьми, бабушкой и незамужней сестрой. С детства З. Гиппиус занимала себя «писанием стихов и тайных дневников», музыкой, живописью, и верховой ездой.
Я двадцать лет тому назад много колесила, и в самых бедных условиях. Ты [Д. В. Философов] же трезв, но гораздо кореннее меня избалован. Ведь факт, что не ездил в третьем классе далеко, по России, и никогда не радовался даже второму. (Из письма Гиппиус Д. В. Философову от 7 августа 1913 года)
Зинаида Гиппиус у себя дома, фотография Карла Буллы (1914)
Летом 1888 года Гиппиус познакомилась с Д. С. Мережковским, а в январе 1889 года вышла за Мережковского замуж, с которым «прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день». Печататься Гиппиус начала в 1888 в «Северном вестнике». Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и другими Гиппиус явилась одним из зачинателей символизма. Как общественная деятельница, Гиппиус известна своим активным участием в религиозно-философских обществах. Была одним из редакторов журнала «Новый путь». Ей принадлежит также ряд статей в журнале «Мир искусства».
В 1900 г. Мережковский, Минский, Гиппиус, В. Розанов и другие основывают в Петербурге Религиозно-Философское Общество
В сборниках лирических стихов — мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники «Алый меч», 1906; «Лунные муравьи», 1912 и др.) — нравственно-философская проблематика. Роман «Чёртова кукла» (1911). Критические статьи (книга «Литературный дневник», 1908; псевдоним Антон Крайний).
Гиппиус особенно была примечательна множественными мужскими псевдонимами, которыми она подписывалась под своими публикациями стихов: Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер и др.
В поэтическом сборнике «Последние стихи» (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), — резкое неприятие Октябрьской революции.
Вела подпольные дневники в революционном Петрограде.
Ненависть к большевистской революции заставила Гиппиус порвать с теми, кто ее принял, — с Блоком, Брюсовым, А. Белым. История этого разрыва и реконструкция идейных коллизий, которые привели к октябрьским событиям, сделавшими неизбежной конфронтацию былых союзников по литературе, составляет основной внутренний сюжет мемуарного цикла Гиппиус «Живые лица» (1925).
Сама революция описывается (наперекор Блоку, увидевшему в ней взрыв стихий и очистительный ураган) как «тягучее удушье» однообразных дней, как «скука потрясающая», хотя чудовищность этих будней внушала одно желание: «Хорошо бы ослепнуть и оглохнуть». В корне всего происходящего «лежит Громадное Безумие». Тем важнее, согласно Гиппиус, сохранить позицию «здравого ума и твердой памяти».
Художественное творчество Гиппиус в годы эмиграции начинает затухать, она все больше проникается убеждением, что поэт не в состоянии работать вдали от России: в его душе воцаряется «тяжелый холод», она мертва, как «убитый ястреб».
Эта метафора становится ключевой в последнем сборнике Гиппиус «Сияния» (1938), где преобладают мотивы одиночества и все увидено взглядом «идущего мимо» (заглавие важных для поздней Гиппиус стихов, напечатанных в 1924). Попытки примирения с миром перед лицом близкого прощания с ним сменяются декларациями непримиренности с насилием и злом. Бунин, подразумевая стилистику Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл ее поэзию «электрическими стихами», Ходасевич, рецензируя «Сияния», писал о «своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом».
По инициативе Гиппиус было создано общество «Зеленая лампа» (1925—1940), которое должно было объединить разные литературные круги эмиграции, если они принимали тот взгляд на призвание русской культуры за пределами советской России, который вдохновительница этих воскресных собраний сформулировала в самом начале деятельности кружка: необходимо учиться истинной свободе мнений и слова, а это невозможно, если не отказаться от «заветов» старой либерально-гуманистической традиции. Сама «Зеленая лампа», однако, страдала идеологической нетерпимостью, что порождало многочисленные конфликты.
После смерти Мережковского в 1941 году Гиппиус, подвергавшаяся остракизму из-за двусмысленной позиции в отношении фашизма, посвятила свои последние годы работе над его биографией, оставшейся неоконченной (издана в 1951).
Гиппиус скончалась в Париже 9 сентября 1945 г. Похоронена рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от французской столицы.
Википедия